Таинство Крещения

Значение приготовительных обрядов. В наше время Русская Церковь переживает уникальный момент истории. Сегодня, как и в древнехристианские времена, к Таинству Крещения прибегают взрослые, вполне сформировавшиеся люди, сознательно пришедшие к вере. Таинство, которое в течение нескольких последних столетий до трагедии начала XX века совершалось исключительно над младенцами, стало уделом взрослых людей.

В связи с этим, по логике, должен был быть восстановлен институт оглашенных (катехуменов), то есть лиц, сознательно готовящихся к вступлению в Церковь. Ведь в древней Церкви готовившиеся к принятию Крещения постепенно вводились в ее жизнь. Они в течение значительного периода времени (от 40 дней до нескольких лет) обучались истинам веры, читали Священное Писание, принимали участие в общих молитвах. Важным моментом было и то, что в древней Церкви епископ, к которому приходил желающий креститься, испытывал его нравственные качества и искренность желания стать христианином.

Понятно, что многое из этой практики первохристианской Церкви в современных условиях по разным причинам невыполнимо. Но огласительные (катехизаторские) беседы перед Крещением, чтение оглашенными (или крестными) Священного Писания, общие молитвы в храме не только доступны, но должны быть обязательны. Таинство Крещения не должно профанироваться и превращаться в фольклорно-этнографический обряд, совершаемый «по традиции» или с целями, не имеющими ничего общего с сутью христианства. Приготовление к Таинству Крещения взрослого человека должно служить его сознательному вхождению в Православную Церковь.

Обычай приносить младенцев в храм по вере их родителей основывается на канонических установлениях: 124-м правиле Карфагенского собора и 84-м правиле VI Вселенского собора (680 год), предписывающих не препятствовать Крещению младенцев. Отцы Церкви также указывали на необходимость их Крещения: «У тебя есть младенец? Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу» (Св. Григорий Богослов, «Слово на Крещение»).

Святая Церковь простирает свою заботу о младенце и матери и до совершения Таинства Крещения. В самый первый день по рождении младенца священник приходит к ним и совершает молитвы. Просит у Вседержителя исцеления и скорейшего восстановления от одра болезни матери и укреплению их обоих (если нет возможности посетить роженицу, то можно прийти кому-нибудь из родственников или знакомых в храм и попросить священника прочитать Молитву Первого дня в храме). На восьмой день младенца приносят ко храму и священником совершается наречение имени. На сороковой день священник совершает молитву об очищении матери, и с этого момента она может принимать таинства. Если младенец слишком слаб и может не выжить – Таинство Крещения совершается безотлагательно. В таком случае Таинство допустимо совершить мирянину.

Крестные родители – восприемники.

Восприемник (греч. анадехуменос – ‘поручитель за должника’) – человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию, любви и другим добродетелям. На крестного ложится часть ответственности за поступки его крестника.

Необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого мужского пола и женщина для крещаемого женского пола. Восприемников может быть двое: мужчина и женщина.

В продолжении Таинства восприемники держат на руках своих крестных детей. После троекратного погружения младенца в купель восприемник должен вытереть тело ребенка чистой пеленкой или полотенцем. Кроме того, восприемник в определенный момент чинопоследования читает Символ веры и дает ответы на вопросы священника, совершающего Таинство, об отречении от сатаны и о сочетании со Христом.

Когда ребенок достигнет сознательного возраста, восприемник должен быть объяснять ему основы Православной веры, а до тех пор приводить его к Причастию. Восприемник заботится о нравственном состоянии крестника и воспитании его в Православной вере. Поэтому, выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться не соображениями их социального статуса, а уверенностью в том, что будущие крестные, сами являясь верными чадами Православной Церкви, смогут выполнить те обязанности, которые налагает на них институт восприемничества.

Кто не может быть восприемником (крестным).

Восприемниками (крестными) не могут быть следующие лица:

  1. Монахи и монахини.
  2. Родители для собственных детей.
  3. Неверующие.
  4. Некрещеные.
  5. Психически ненормальные (душевнобольные) люди.
  6. Лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.

Крещение без восприемников допускается, и тогда сам священник считается крестным отцом. Отец и мать могут присутствовать на Крещении собственного ребенка. Мать крещаемого может быть не допущена к участию в Таинстве, если над ней не прочитана молитва 40-го дня.

Молитвы восприемников (крестных родителей) о крестниках

Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестнике (крестнице) моем (моей) (имена), сохрани его (ее) под кровом Твоим, покрый от всякого лукаваго похотения, отжени от него (нее) всякого врага и супостата, отверзи ему (ей) уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцу его (ее).

Спаси, Господи, и помилуй крестника (крестницу) моего (мою) (имена) и просвети его (ее) светом разума Святаго Евангелия Твоего и настави его (ее) на стезю заповедей Твоих и научи его (ее), Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О Святом Крещении.

«Рече Господь: аминь, аминь глаголю тебе, аще кто не родится водою и духом, не может внити во царствие Божие» (Евангелие от Иоанна, гл. 3 стих 5).

Приступая к Таинству Крещения, человек должен прежде всего понимать, для чего он это делает. Крестятся для того, чтобы иметь возможность быть со Христом не только в земной, но и в будущей вечной жизни. Не следует прибегать к этому Таинству ради получения от Бога каких-либо житейских благ: здоровья, успеха в делах.

Принявший святое крещение начинает новую христианскую жизнь по заповедям Господа. На всех путях ему сопутствует теперь Ангел Хранитель, посылаемый от Бога всякому христианину.

Принимая крещение, человек должен осознавать, что он становится воином Христовым. Это означает борьбу со злом, с сатаной. Все мы призваны к тому, чтобы с Божией помощью победить зло в своей душе — победить грех. Наградой за победу будет вечная жизнь со Христом в Царствии Божием.

Для совершения Таинства Крещения надо взять с собой: нательный крестик, крестильную рубашку, простыню или большое полотенце, сменную обувь. Напоминаем, что по благочестивой традиции женщинам принято приходить в храм в юбке.

Любая фото-видео съемка в храме производится только по благословению настоятеля храма.

Чинопоследование Таинства Крещения

1. Чин оглашения

Вначале совершается чин оглашения. Он начинается с чтения запретительных молитв, когда именем Божиим священник заклинает сатану и повелевает ему отступить от готовящегося ко Святому Крещению.

Крещаемый поворачивается спиной к купели, (т. е. к востоку, а лицом к западу). Отвечая на вопросы священника, крещаемый трижды отрекается от врага рода человеческого и всех дел его. Затем, вновь обращаясь лицом к востоку, и отвечая священнику, трижды обещает сочетаться (соединиться) с Христом. За младенца священнику отвечают его крестные, которые берут на себя ответственность за христианское воспитание своего крестника и дадут пред Богом ответ за него на Страшном Суде.

После этого читается Символ веры — краткое изложение православного вероучения. Сознательно приступающие к таинству крещения взрослые должны понимать, как и во что они веруют. Поэтому им необходимо понимать Символ веры.

2. Таинство Крещения

Поскольку в древности ко Крещению готовились долго, порой несколько лет изучая основы православной веры, между чином оглашения и Крещением следовал довольно значительный временной промежуток. Сейчас Таинство Крещения следует сразу за чином оглашения. Последовательность действий такова.

Священник освящает воду в купели. Затем святым елеем (освященным маслом) помазывают крещаемому лоб, грудь, уши, руки и ноги. Пока священник освящает воду, младенца следует раздеть и завернуть в простынку так, чтобы остались открытыми места для помазания. Взрослым надо заранее снять украшения и часы.

После помазывания совершается само крещение: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». Для младенца надо иметь наготове полотенце или пеленку, чтобы принять его и обтереть. Священник надевает на новокрещенного крест и облачает его в белую крестильную рубашку.

3. Таинство Миропомазания

Затем совершается второе Таинство - Миропомазание. Как и Таинство Крещения, оно совершается один раз в жизни. Священник помазует лоб, веки, ноздри, уста, уши, грудь, кисти рук и ноги святым миром со словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Святое миро - великая святыня, поэтому необходимо благоговейно относиться к нему.

Затем взрослым крещаемым или крестным младенца дают зажженные свечи и совершается крестный ход вокруг купели вслед за священником, потом читается отрывок из Послания к Римлянам Святого Апостола Павла, а после священник читает Евангелие. По прочтении Евангелия священник влажной губкой омывает святое миро.

После измовения священник читает молитву и приступает к пострижению волос крещаемого в знак его послушания Богу и как символ жертвы Господу.

4. Воцерковление

По окончании Таинства Крещения совершается воцерковление новокрещенного. Воцерковление — это приведение к Церкви ее нового члена.

Если воцерковляется мужчина или мальчик, то священник вводит его в алтарь; девочки и женщины прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери справа и слева от Царских врат.

Важно осознать, что Крещение — это только начало, это духовное рождение. Нельзя думать, что раз человек принял Крещение, то теперь он чист от грехов и делать больше ничего не надо. Крещение – лишь начало пути ко спасению. Крещением омываются первородный грех и вина за грехопадения, совершенные до Крещения. Но зародыш греха – греховные привычки и влечение к греху – остаются в человеке, и преодолеваются усилиями самого человека. И другие Таинства (Покаяние, Причащение, Елеосвящение), молитвы, участие в богослужении являются средствами освящения христианина. В них христианин получает Божественную благодать, содействующую его спасению.

В ближайшие дни после Крещения крестившемуся необходимо прийти в храм на Литургию и причаститься Святых Христовых Тайн. Новокрещенному можно в первый раз причаститься без исповеди, поскольку его грехи прощены в Таинстве Крещения, но в дальнейшем надо перед каждым причастием исповедоваться. Для правильного устроения христианской жизни необходимо регулярно посещать богослужения, причащаться Святых Христовых Тайн, исполнять заповеди Божии.

Желающие принять Таинство Крещения в Христорождественском храме с. Беседы должны пройти огласительную беседу, прочитать одно из Евангелий, молитву Отче наш и понимать Символ веры, а также желательно ознакомиться с документом "Об участии верных в Евхаристии" и "Огласительной беседой" .


Огласительные (подготовительные к таинству крещения) беседы совершаются в нашем храме по воскресным дням в 12-30.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ



ИКОНА ДНЯ